Используете клавиши для навигации по этому блогу.
Одним нажатием можно перемещаться между записями, комментировать и т. д. Нажмите крестик в правом углу чтобы закрыть это окно.

Изменения в Янгоне (Мьянма) за последние два года: стремительные шаги на пути к модернизации

улицы Янгона

Янгон (Yangon) в 1989 году перестал именоваться как Рунгун (Rangoon), в 2005 году передал статус столицы городу Нейпьидо (Naypyidaw), но по-прежнему главные ворота и крупнейший город страны. И пусть Янгон — не единственная точка притяжения в Мьянме (как минимум, есть еще Банган, Мандалай, озеро Инле), но бывшая столица является самой настоящей столицей по духу, в экономическом плане и самым посещаемым местом в Мьянме. Относительно последнего играют роль два фактора: логистика и собственно интерес к Янгону. Фактор логистики заключается в том, что все международное авиасообщение приходится на Янгон, плотность внутренних рейсов относительно невысока, покинуть Янгон, не остановившись хотя бы на день, затруднительно. Дополнительная трудность — невозможность самостоятельного электронного бронирования внутренних перелетов без обращения к туристическим бирманским агентствам, что обычно требует личного контакта хотя бы для оплаты услуг, а большинство агентств базируются опять же в Янгоне. Так что даже если есть желание у гостей Мьянмы не останавливаться в Янгоне, то, скорее всего, не получится.

Но обычно желание остановиться там все же есть. Янгон не только располагает интереснейшими объектами (взять хотя бы пагоды Шведагон и Суле), просто чрезвычайно известное, самобытное и захватывающее место. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в результате политических изменений в Мьянме, начавшихся в 2007 году и продолжающихся и сегодня (демократизация, принятие новой конституции, международная интеграция, ослабление визового режима) страна вообще (и Янгон в первую очередь) испытывает серьезный подъем интереса и растущий мощными темпами туристический поток. Очевидно, что рост этот находится на самых начальных этапах и происходит почти с нулевой отметки и по всей логике должен только усиливаться, поэтому особенно интересно проследить какие-то самые важные изменения, произошедшие за последние месяцы в Янгоне.

Предыдущий раз в Янгоне мне посчастливилось бывать почти два года назад и оказавшись не так давно там снова, нельзя было не увидеть разительных и очень серьезных перемен, произошедших за истекшее время. Оговорюсь, что речь идет о моем личном опыте включенного наблюдателя по состоянию на февраль 2013 года и очень вероятно, фактическая информация очень скоро устареет, но столь высок интерес к Бирме, что считаю нужным поделиться как фактами, так и сделать некоторые выводы и прогнозы на их основе. Также, стремясь придать статье практический вес, рассматриваю главным образом обыденные бытовые аспекты: те, перемены в которых больше всего бросаются в глаза, и те, по которым можно судить о динамике и направленности перемен в государстве.

Валютно-денежные операции

Как и раньше, самый выгодный и удобный способ обмена — иметь наличные доллары новыми крупными купюрами, обменять по максимуму в аэропорту (выгодный курс в банке KBZ), оставить немного наличных долларов мелкими купюрами (принимаются в качестве оплаты входные билеты, сувениры, причем цена межет быть указана в долларах и, как ни странно, может оказаться несколько выгоднее чем в кьятах). При возвращении можно совершить обратный обмен остатка кьят в аэропорту Янгона с минимальными курсовыми потерями. В магазинах, ресторанах, не говоря уже про рынки и точки уличной еды, доллары как не принимали к оплате, так и не принимают. Даже предложение купить что-то по заведомо более выгодному курсу за доллары не найдет встречи. Только кьяты (чаты).

Функция черного рынка по обмену постепенно сходит на нет. Реальное предложение уличных менял перестало заметно отличаться от курса государственных банков. Слишком выгодное предложение со стороны самой низовой касты черных финансовых потоков, — частников активно изущих клиентов, позволяет заподозрить гарантированный обман. Единственная актуальная причина обращения к черному рынку — возможность обменять тайские баты (THB) или сингапурские доллары (SGD) или более экзотическую валюту. Эта операция значительно менее распространена чем обмен долларов, но стала теперь возможна и курс может быть достаточно выгодным. Не смотря на заметную политическую стабилизацию, курс чата (кьята) к доллару по-прежнему волателен, колеблется волнообразно в диапазоне 700-1000 Ks/USD. Удобный ресурс для понимания текущего курса  http://www.naungmoon.com/.

Банкоматов как не было, так и нет. Точнее есть, но они не принимают карты международных платежных систем Visa и Mastercard. С крупными магазинами и туристическими агентствами иногда стало возможно договориться об оплате международной картой, но процессинг такой оплаты происходит не через внутренний эквайринг, а через интернет-шлюзы зарубежных (например, сингапурских или тайских) банков. Дополнительные транзакционные издержки от такого экзотического способа оплаты, естественно, включаются в стоимость конечного товара.

Также заметное нововведение — появление купюры 5000 кьят (чат). Уходят в прошлое те времена, когда за 100 долларов можно получить ворох национальной валюты и на бытовом уровне это стало очень заметно, а также отражает инфляционные процессы, о которых ниже.

Гостиничный сервис

Пару лет назад однозначной рекомендацией по бронированию отеля было контактировать с через интернет с несколькими локальными туристическими агентствами и находить самые низкие цены (у разных агентов цена могла сильно отличаться). Цены при бронировании напрямую в отеле (равно как в системах бронирования Agoda, Booking.com, Hotels.com) и агентские цены отличались в разы. Сегодня эта система утратила актуальность, разница в прямой и посреднической цене стала минимальной — агентские цены выровнялись с официальными. Налицо острый дефицит отелей, поскольку новые отели только проектируются, а на имеющийся, мягко говоря, слабый фонд приходится резко выросшее количество туристов. Для примера, известный отель Yuzana Hotel, номер в котором стоил в 2011 году 30 USD через агентов, сегодня стоит 90 USD при прямом обращении или 80 через агентов. Поэтому однозначно советую бронировать гостиницу настолько заранее, насколько это возможно, в идеальном случае — за несколько месяцев. При этом не стоит пренебрегать поиском по системам бронирования, в первую очередь упоминавшейся Agoda.com (из-за специализации на ЮВА). Сегодня этот шаг не выглядит бессмысленным.

Еда и магазины

Здесь в Янгоне происходят заметные изменения. В сравнении с соседним Таиландом, конечно, можно сказать, что еще нет ровным счетом ничего: ни круглосуточных магазинов формата 7/11, ни западных сетей фастфуда, так удачно прижившегося почти во всех странах Восточной и Юго-Восточной Азии, ни, естественно, больших торговых центров формата моллов. Тем не менее, острая проблема с ресторанами уже не стоит, и в центре Янгона легко найти места как с локальной, так и с западной кухней, ориентированных в первую очередь на западные же туристические и бизнес потоки. Также в городе в обилии существуют едальни азиатского формата для местных (по аналогии, например, с Бангкоком), которые представлены в изобилии и работают до ночи. Эта опция не для всех, но очень интересная и цены здесь крайне невысоки, держатся стабильно. Также на улицах появляются мини-маркеты, являющиеся клонами 7/11, Mini Market и Family Mart но еще в далеком приближении.

И порой совсем удивительно смотрятся появляющиеся и стоящие особняком редкие магазины типа Yves Rocher среди традиционных бирманских пейзажей.

Кое-что об авиаперелетах

Учитывая, что наземное легальное туристическое попадание в Мьянму сегодня полностью исключено, а единственный способ попасть во все туристические локации — через Янгон, то отслеживать рост численных изменений пассажиропотока становится задачей относительно тривиальной. И рост этого потока происходит постоянно. Например, с конца октября 2012 года авиакомпания Singapore Airlines начала выполнять ежедневные рейсы по маршруту Сингапур — Янгон. Ранее по этому же маршруту существовало 16 рейсов в неделю посредством другой сингапурской авиакомпании SilkAir на гораздо менее вместительных судах — Airbus A320. 7 рейсов из данного числа были переданы Singapore Airlines и стали совершаться уже на Airbus Boeing 777-200, что увеличило мощность пассажирского потока на 55%. Эта деталь не так значительна сама по себе, но интересна как индикатор. Singapore Airlines реагирует на стабильный рост спроса на авиаперелеты в Янгон, а Сингапур становится вторым мощным транзитным хабом после Бангкока на этом направлении. Рейсы из Бангкока, которые осуществляет несколько раз в день Air Asia, не смотря на создавший неудобства перенос базового аэропорта этой авиакомпании из Суварнапума в Дон Мыанг, также нисколько не опустели.

Резюме

Янгон стремительно изменяется, вестернизируется, осовременнивается. Это и радостно и печально, поскольку за изменениями неизбежно теряется особый колорит старой Бирмы. С другой стороны, имеющаяся крайне слабая инфраструктура с большим трудом выдерживает хлынувший последние несколько лет туристический и деловой поток из западных стран, объективно (даже по меркам Камбоджи или Лаоса) пока достаточно скромный. Демократизация создала, казалось бы, неожиданный для государства вызов — справляться с ростом посетителей, оттачивая сервис, решая инфраструктурные проблемы в условиях, близких к боевым.  Долгое время существовавшее под гнетом внутренних проблем государство, оказывается на пороге стремительнейших изменений, и фактор внешнего туризма играет очень заметную роль. Страна, обладающая богатейшими рекреационными, климатическими, природными, культурными ресурсами, окруженная динамично развивавшимися в последние десятилетия соседями, представляла собой во многих смыслах вакуум и очевидно, что новое демократическое правительство будет пытаться использовать многократно возросший интерес к стране для решения внутренних инфраструктурных задач. По крайней мере, сегодняшняя динамика однозначно указывает на это. А значит нет сомнений, что с каждым годом перемены в Мьянме будут еще более разительными и я советую не откладывать свой визит в самую необычную и своеобразную страну Юго-Восточной Азии чтобы увидеть ее такой, какой она пока остается сегодня.

Полезные ссылки

 

Комментариев: 4

  1. 20/06/2013  23:57 от kenny Ответить

    Куда лучше поехать, в Бирму или Лаос? В Тае и Камбо был.

    • 23/06/2013  02:44 от Alexander Fedorov Ответить

      Сильно зависит от личных предпочтений, но при прочих равных от Бирмы впечатлений должно остаться больше. К качественной поездке по обеим странам рекомендую хорошо подготовиться, заодно и определитесь в процессе что ближе :)

  2. 12/07/2013  15:47 от Антоний Ответить

    В какое время года лучше всего ехать в Бирму?

    • 12/07/2013  17:07 от Alexander Fedorov Ответить

      В любое, удобное вам. Считается, что самый сезон - зимние месяцы, но они чреваты трудностями в присках жилья за умеренные деньги. Летом там тоже прекрасно.

Оставить комментарий

Ваш адрес нигде не публикуется!

small_keyboard
Читайте ранее:
Как провести в аэропорту ночь с комфортом: 8 простых, но важных советов

  В поездках, как известно, случается всякое и ночевка в аэропорту - не такой уж и редкий случай. Причин тут...

Закрыть