Используете клавиши для навигации по этому блогу.
Одним нажатием можно перемещаться между записями, комментировать и т. д. Нажмите крестик в правом углу чтобы закрыть это окно.

Почему Бруней в ближайшее время не станет туристическим направлением

мечеть Али Сайфуддина

Бруней-Даруссалам (Brunei Darussalam) — наверное, самое самобытное и одновременно самое неизвестное из государств Юго-Восточной Азии. Находясь под впечатлением от недавней поездки по столице этой страны — городу Ба?ндар-Се?ри-Бегава?н (Bandar Seri Begawan), хочу в кратко описать свое понимание его актуальной роли в регионе, попутно сравнивая личные впечатление со сложившимся у меня ранее образом страны по тем немногочисленным материалам и отзывам посетителей, что есть сегодня в Интернете.

Говоря о том, что Бруней необычен и уникален, важно понимать, что впечатление о его уникальности по многом опирается на редком сочетании внешних номинальных характеристик, в силу стечения обстоятельств, соединившихся в одном государства. Как бы не изменялась социальная система, этнический состав, экономика и другие базовые для понимания государства факторы в других странах, если про какое-то государство можно сказать, что оно всегда будет уникальным государством, не имеющих прямых аналогий, то в Азии это однозначно Бруней. Виной тому несколько основных факторов: микроскопический размер, разделение на две полностью изолированные части окружающей со всех сторон Малайзией, британское колониальное прошлое. В какой-то степени это похоже на находящийся в противоположной стороне от Малайзии Сингапур. Тем не менее любой человек, побывавший в обеих странах, скажет, что они отличаются разительно и сходны разве что климатом. Схожесть по некоторым параметрам с Сингапуром только приближает к пониманию, что обе страны являются антиподами: богатая экономика в одном государстве является ресурсно-ориентированной, в другом — постиндустриальной, форма правления в одном случае абсолютная монархия в виде султаната, в другом — парламентская республика… Бруней и Сингапур как идеальные случаи в некотором смысле являются полюсами исторически очень важной для обоих стран Малайзии, в которой также хватает и стремительности и энергии Сингапура и расслабленности и отрешенности Брунея. Все же при кажущейся малозначительности и самозамкнутости посещение Брунея — это и интересный опыт и важный кусочек пазла для понимания того, что из себя представляет современная Юго-Восточная Азия.

Логистика и попадание в Бруней

Существует расхожая идея, что аэропорт — это одновременно ворота и визитная карточка страны и очень многое о государстве можно понять при посещении аэропорта. При всей банальности мысли, в случае Брунея — это тоже правда.

Но перед тем как добраться в аэропорт, необходимо получить визу, что в данном случае задача вовсе не тривиальная. Отдельно туристической визы в Брунее по сути нет. Есть общая въездная виза, оформляемая в том числе и в консульстве в Москве, но в пакет необходимых документов входит приглашение с брунейской стороны, получить которое просто так не выйдет. Единственный относительно доступный вариант легально оказаться на территории Брунея — транзитная виза на срок до 72 часов при условии что перелет осуществляется национальным перевозчиком — Royal Brunei Airlines. Транзитная виза получается в аэропорту при пересечении границы, стоит 5 BND или SGD (вообще сингапурский доллар достаточно свободно ходит по стране по курсу 1:1 к брунейскому). К счастью, рейсов Royal Brunei Airlines со стоповером в Бандан-Сери-Бегаване сутки-двое вполне достаточно, я летел из Манилы в Сингапур. Через сухопутную (а точнее — морскую) границу с Малайзией транзитный въезд, естественно, невозможен. Возвращаясь к аэропорту, визитной карточкой он является не в смысле какой-то особенной инфраструктуры, а в смысле ощущения буквально во всем странного сочетания богатства, беззаботности и легкого интереса ко всему новому. Общение с пограничником больше похоже на приятельский разговор обо все и ни о чем одновременно. Так происходит встреча с Брунеем, страной где буквально все с большим удовольствием идут на контакт, но при этом не испытывают никакого профессионального интереса в гостях, будь то пограничники, продавцы или даже водители.

Личные впечатления

Визуально Бруней похож на что-то среднее между ОАЭ, Малайзией и каким-то очень небольшим, спокойным и благоустроенным государством вроде Люксембурга. От ОАЭ арабская вязь, законы Шариата и большое количество искусственных сооружений вроде озера, внутри которого стоит мечеть Али Сайфуддина в самом центре столицы. От Малайзии — главный язык (английский тоже достаточно распространен, впрочем, как и в Малайзии), архитектура и слабое подобие восточных базаров. От небольшого благоустроенного государства кроме размера и благоустроенности то ощущение скромного успеха, самодостаточности и скуки одновременно, что я описывал выше. Отсутствие активной жизни на улицах (очень скромное количество людей и автомобилей), магазинов, ресторанов, в сочетании с благоустроенностью территорий только усиливает это ощущение совершенно странной азитско-арабской страны.

Самое странное из обычного что есть в Брунее — это транспорт. Столица покрыта сетью маршрутов автобусов, проезд стоит 1 BND вне зависимости от расстояния. Каждого пассажира спрашивают куда он едет и если точка назначения лежит немного в стороне от маршрута — маршрут может быть скорректирован таким образом, чтобы пассажиру было удобно. Найти такси на улице задача нереалистичная. Несколько лет назад на весь Бруней приходилось около 40 автомобилей такси и не думаю что в этом смысле что-то поменялось. Зато если спросить дорогу у местного водителя и быть при этом чужаком и интересным собеседником — вполне могут отвезти просто из интереса и чувства взаимопомощи совершенно бесплатно. Такое поведение, наверное, социальный феномен, характерный для граждан небольшого и богатого государства, когда небольшие деньги являются меньшим стимулом что-то сделать нежели возможность провести время необычно, оказать помощь и получить при этом искреннюю благодарность.

Бруней как туристическое направление

Бруней-Даруссалам лежит на севере острова Борнео, на котором расположены популярные туристические локации Малайзии и омывается водами Южно-Китайского моря, водами которого омывается также большая часть главных азиатских туристических направлений. Есть ли возможность для пляжного или экологического туризма? Конечно же есть, ведь большая часть страны занята прекрасными нетронутыми лесами! Какова популярность при этом Брунея как туристического направления? Практически отсутствующая. Brunei Darussalam Tourism Report может предложить следующую официальную статистику:

Динамика туристических потоков в Брунее

Эта статистика подтверждает предположение, что туризм в Брунее по факту является слабо развитым и что важнее, неинтересным направлением развития. Для сравнения, в 2010 году упоминавшийся выше Сингапур посетило 11,6 млн туристов, примерно в 55 раз больше чем Бруней. Опыт Брунея показывает в очередной раз, что энергоресурсная экономика, культурная самоизоляция достаточно плохо сочетаются с привлечением туристического потока. И никаких изменений в этом смысле произойти в ближайшее время не должно. Уклоняясь от дискуссии на тему хорошо это или плохо, я все же очень рад, что есть такая страна как Бруней, что она не полностью закрыта и при желании есть возможность посмотреть вблизи и такой опыт, заодно сделав вывод о том, что богатейших рекреационных ресурсов и просто берега моря абсолютно недостаточно для развития туризма в государстве, если такое развитие не лежит в тренде реальных, а не декларируемых государственных интересов.

Резюме

Исследуя визовый вопрос, отказываясь от попыток получить долгосрочную визу и решая довольствоваться транзитной, я задумывался над тем, может ли так случиться, что 72 часа в этой стране мне окажется слишком мало. Такую вероятность я оценил как незначительную и оказался в итоге прав. Бруней-Даруссалам настолько самобытное и не похожее ни на какое другое государство, что для произведения эффекта и знакомства со страной вполне достаточно пары дней. Поэтому если выпадет такая возможность, рекомендую повторить мой опыт, особенно если ЮВА изъезжена вами вдоль и поперек.

Бруней — это очень интересный опыт развитого, но очень изолированного государства и, как ни странно, побывав здесь, начинаешь значительно лучше понимать закономерность исторического развития и Малайзии, и Сингапура.

Полезные ссылки

 

Оставить комментарий

Ваш адрес нигде не публикуется!

small_keyboard
Читайте ранее:
Изменения в Янгоне (Мьянма) за последние два года: стремительные шаги на пути к модернизации

Янгон (Yangon) в 1989 году перестал именоваться как Рунгун (Rangoon), в 2005 году передал статус столицы городу Нейпьидо (Naypyidaw), но по-прежнему главные...

Закрыть